человек младше 29 лет были осуждены за сбыт наркотиков в 2018 году
Источник: судебный департамент при Верховном судеПо оценке юриста программы «Новая наркополитика» Института прав человека Арсения Левинсона, больше половины осужденных по статье 228.1 УК (сбыт наркотиков) в 2018 году — это молодые кладмены, получающие от 70 до 300 рублей за одну закладку и редко остающиеся на свободе после одного-двух месяцев работы.
В 2018 году по статье 228.1 УК (сбыт наркотиков) российские суды вынесли 10 771 приговор в отношении подсудимых, не достигших 29-летнего возраста, следует из статистики судебного департамента при Верховном суде России.
По примерной оценке юриста программы «Новая наркополитика» Института прав человека Арсения Левинсона, 80% этих осужденных относятся к возрастной группе от 18 до 25 лет; несовершеннолетних среди них 686 человек. Всего по статье 228.1 УК за год было осуждено 19 172 человека; 51% — за сбыт в крупном размере.
Левинсон уверен, что большинство осужденных за сбыт молодых людей занимали низшую ступень в иерархии наркобизнеса — работали кладменами. Такой вывод юрист сделал из анализа сообщений, поступающих в адрес созданного его отцом, правозащитником Львом Левинсоном проекта Hand-Help.Ru. На сайте проекта можно получить консультацию юриста, адвоката, химика или нарколога по любым вопросам, связанным с наркотиками. Всего же за 13 лет работы проект провел более 13 тысяч консультаций, но на самом деле обращений гораздо больше, поскольку не все ответы публикуются в открытом доступе, отмечает Левинсон младший.
«Мы каждый день получаем на почту Hand-Help по пять-семь писем от осужденных и их близких, мы видим, как меняется состав осужденных по статье 228.1 УК. Если раньше по этой статье в основном привлекали за сбыт в результате ОРМ "проверочная закупка", которая, как правило, не отличалась от провокации, то теперь основная масса осужденных за сбыт — это закладчики», — отмечает юрист.
По его словам, организаторы наркошопов в даркнете к ответственности привлекаются крайне редко, а основная масса осужденных по этой статье — это закладчики, не проработавшие и месяца. «Существуют подозрения, что вовлечением в наркобизнес могут заниматься оборотни в погонах. Если раньше они провоцировали на сбыт при проверочной закупке, то теперь искусственно вовлекают в сбыт, к организации которого они причастны. Эти подозрения подтвердил недавно в своем откровении опальный экс-начальник одного из отделов по контролю за оборотом наркотиками в Хакасии Юрий Зайцев. Он описал именно такую схему — внедренный полицией агент, работая в магазине по продаже наркотиков в интернете, вовлекал в сбыт операторов и закладчиков, а потом передавал о них сведения в полицию, которая раскрывала их для увеличения показателей своей деятельности», — говорит Левинсон.
По наблюдениям юриста, средний возраст закладчиков — от 17 до 25 лет. Работу кладмены находят по объявлению; речь в них обычно идет о поиске «курьеров» и «сотрудников с частичной занятостью». Несмотря на риск получить большой срок, закладчики зарабатывают весьма скромные деньги — за одну закладку магазин платит от 70 до 300 рублей.
«По тем материалам уголовных дел, которые я изучал, как правило закладчики работали не больше месяца-двух, зарабатывали в лучшем случае 70 тысяч рублей, а потом их задерживали и привлекали к ответственности. Иногда задерживают практически сразу, при получении первого или второго мастер-клада, то есть мелкооптовой партии для дальнейшей фасовки, — говорит юрист. — Видимо, в силу возраста школьники и студенты легче вовлекаются в наркобизнес из-за доверчивости и часто из-за отсутствия возможностей заработать приличные деньги другим способом, при этом они не в полной мере осознают возможные последствия. Часто даже не сами школьники и студенты находят работу закладчиком, а она их находит. Сотрудники магазинов пишут в соцсети о возможности заработать и сулят огромные деньги. Предлагают установить программы для анонимного общения, убеждают, что попадаются только дураки, а ты же не такой, присылают обучающие инструкции, в которых убеждают, что при соблюдении этих правил работа будет безопасной».
Российские журналисты не раз писали о жизни молодых людей, подрабатывающих кладменами. Так, «Би-би-си» публиковала историю трех школьников из Кирова, которым платили по 250 рублей за закладку. Деньги приятели делили поровну; в результате двое из них получили 13,5 и 13 лет колонии, а третий, еще не достигший совершеннолетия — пять с половиной лет. Радио «Свобода» рассказывала о 16-летнем Алексее из Воронежа, которому дали шесть с половиной лет. В начале января 2020-го года издание «Ромб» выпустило короткометражный фильм о 17-летнем Сергее Орлове, которого сперва осудили на семь с половиной лет, а в апелляции увеличили срок до 13,5 лет.
21 октября прошлого года Московская Хельсинкская группа организовала в Москве общественные слушания по вопросу гуманизации антинаркотического законодательства. На них выступила и мать осужденного школьника Оксана Орлова. По итогам слушаний родственники заключенных составили петицию за реформу российской наркополитики. На сегодняшний день ее подписали почти пять с половиной тысяч человек.
Редактор: Дмитрий Ткачев
В суде допросили эксперта МВД Ирова, который осматривал сайт ENEMO через Wayback Machine